Чудотворная икона, к-рая прославилась в сер. XVI в., во время Ливонской войны. История Н. и. связана со взятием войском царя Иоанна IV Васильевича Грозного 11 мая 1558 г. находившейся под властью Ливонского ордена Нарвы (Ругодива). Успешный штурм Нарвы гарнизоном под предводительством воевод Даниила Адашева, Алексея Басманова и кн. Ивана Бутурлина, дислоцированным в Ивангороде, был начат после возникновения в городе пожара («Мая в 11 день, в среду, загорелося в Ругодиве и почало горети во многих местех» - ПСРЛ. Т. 20. Ч. 2. С. 594; по нем. хроникам это произошло 12 мая - Hansen. 1858. S. 35. Not. 1). Причиной пожара рус. источники называют глумление ливонцев над иконами. Противная сторона ничего об иконах не сообщает, но указывает на то, что огонь занялся 11 мая в 9-м часу утра в доме цирюльника Кордта Улькена (Фолькена), затем перекинулся на соседние строения и вскоре пожар охватил весь город, так что жители были вынуждены бежать к замку или скрываться во рву (Erganzende Nachrichten zur Geschichte der Stadt Narva. 1864. S. 26). Рус. войско, практически не встретив сопротивления, вошло в город, а после переговоров с осажденными в замке заняло и его. Пожелавшие покинуть город были отпущены (о развитии военной операции см.: Сказания кн. Курбского. 1868. С. 49- 51; ПСРЛ. Т. 20. Ч. 2. С. 591-594 и др.).
Рус. летописные источники близки по времени написания к событиям и практически одновременны, но при этом тексты содержат разночтения. Самостоятельностью обладает рассказ в 3-й Псковской летописи (Строевский список, 60-е гг. XVI в.): «…божиимъ гнѣвомъ загорѣся город немецкии Ругодиво, месяца маия в 11 день, а сказывают от того: варил Чюдин пиво, да образ чюдотворца Николы тотъ Чюдин подкинул под котелъ, и от того пламень шибся и весь город выгорѣл, а образ съблюдеся цѣлъ. И наши воеводы, с Ыванягорода… вскоре прешли рекоу Наровоу и, приступивъ, взяли град, а Немець отпустиша и Чюдь из града, и тоуто же в городе нашли пречистая богородица образъ Одигитриа, Пядницоу и Николин образ в пепелоу цѣлы» (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. С. 235-236; то же - Там же. Т. 4. С. 310). Основная и самая полная версия событий, прослеживающая чудо от икон Божией Матери «Одигитрия» и свт. Николая Чудотворца, их прославление в Ругодиве и перенесение сначала в Вел. Новгород, а затем в Москву, содержится во 2-й редакции «Летописца начала царства» (60-е гг. XVI в.). Она несколько иначе сообщает о поругании иконы свт. Николая: «Варил Немчин пиво да исколол Николы чюдотворца образ да тем огонь подгнечал, и сшел пламень и пожег все домы»; далее следуют уточнения в отношении места и характера обретения иконы Божией Матери: «…а как воеводы взяли ворота (город был взят через Русские (Карья) и Вируские (Колыванские) ворота.- Коченовский. 1991. С. 28) и в город вошли, и увидели: на великом пламени образ Пречистые лежит лицем на огонь, и образ взяли ничем не врежен, а в другом месте нашли Николин образ, и от того времени, как образ поимали, огонь учал тишати»; в качестве дня взятия Ругодива указано церковное празднование «на обновление Царяграда и на память святаго мученика Мокея, в среду на пятой недели по Пасце (11 мая.- Авт.)» (ПСРЛ. Т. 20. Ч. 2. С. 594; Там же. Т. 13. Ч. 1. С. 295 - Никоновская летопись по списку Оболенского). В восходящем к Никоновской летописи списке, датированном его владельцем и издателем А. Н. Лебедевым XVII в., повествование предваряется названием раздела, к-рое связывает чудо непосредственно с иконой свт. Николая Чудотворца (Летописец Русский (Московская летопись) // ЧОИДР. 1895. Кн. 3. С. 92).
Большой интерес представляет рассказ о чуде при взятии Нарвы кн. А. М. Курбского в «Истории о вел. князе Московском» (1-я пол. 70-х гг. XVI в.), к-рый также близок по времени создания к названным летописям, но во многом отличен от них. Князь не был непосредственным свидетелем событий при Ругодиве, но участвовал в Ливонской кампании в 1-й пол. 1558 г. и, как показывают его воспоминания, бывал в Ивангороде, расположенном напротив Нарвы, на др. берегу р. Наровы. В пространном варианте кн. Курбского события преподнесены с элементами назидательности и аллюзиями на эпизоды библейской истории; начинаются они с рассказа об иконе Божией Матери, тогда как образ свт. Николая Чудотворца не упоминается вовсе: «Егдаж приидоша войско немецкое во гради… и обретше икону Пресвятыя Богородицы, у Неяже на руку написан во плоти Превечный Младенец… в коморах оных, идеже купцы русские у них некогда обитали, воззревше на нее, господин дому с некоторыми новопришедшими немцы начаша ругатися глаголюще: «сей болван поставлен был купцов ради русских, а нам уже ныне не потребен, приидем и истребим его»»; икону сняли со стены и бросили в огонь, где «потребные питья свои в котле варяше… Аеру [воздуху] чисту бывшу и тиху, и абие внезапу прииде буря великая и загорелося»; согласно этому источнику, пожар начался в 3-м часу (Сказания кн. Курбского. 1868. С. 49- 50). В версии кн. Курбского сохранена лишь общая канва с версией летописной (икона брошена в огонь под котел с варевом, пожар и взятие города русскими, обнаружение иконы невредимой); кроме того, текст насыщен деталями. Напр., фигурируют «коморы» - оставленные жилища рус. купцов, в одном из к-рых и при новом хозяине продолжала висеть на стене икона Божией Матери. Можно только предполагать, насколько близок этот эпизод к действительным событиям, но желание связать наличие иконы с правосл. купечеством обоснованно. Вопросы торговли и прав купцов, в т. ч. русских, регулировались подписанием документов всякий раз после разрешения конфликтов. Среди таких документов, в частности, известен договор от 1420 г., в к-ром рус. купцам давалось право беспрепятственного въезда в Ливонию и торговли там, а в нач. XVI в., когда р. Нарова признавалась границей между рус. и ливонскими владениями, существовало обязательство сторон покровительствовать торговле даже во время войны (см.: Петров. 1901. С. 41-42, 54). Можно допустить, что у рус. купцов, подолгу находившихся в Нарве, был дом, в к-ром они могли в т. ч. и молиться. После рассказа о взятии Нарвы кн. Курбский подытоживает повествование, возвращаясь к иконе Божией Матери: «О образе же оном тогож дня исповедано стратилатом нашим. Егдаж до конца погашен огнь в той нощи, обретен образ Пречистыя в пепле, идеже был ввержен, наутрии цел, ничем же не рушен, Божия ради благодати» (Сказания кн. Курбского. 1868. С. 51).
В вышедшей из скриптория Псково-Печерского мон-ря 3-й Псковской летописи упомянуты имена практически всех духовных лиц, присутствовавших на торжествах, к-рые были устроены в Ивангороде и Нарве по царскому повелению; это может лишний раз указывать на причастность к созданию летописи игумена Псково-Печерской обители прмч. Корнилия - непосредственного участника событий: «А по тѣ образы чюдотворныя царь и великии князь велѣл богомольцу своемоу архиепископоу Пиминоу послати из Новагорода юрьевского архимандрита Варфоломея да протопопа з диакономъ, а изо Пскова печерского игоумена Корнилья да святыя Троица (Троицкого собора в Псковском кремле.- Авт.) протопопа Илариона да протодиякона Ивана в Роугодиво: и по его государеву наказоу около градовъ Иванягорода и Ругодива со кресты ходили, и молебны пѣли, и церкви свящали» (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. C. 236; то же - Там же. Т. 4. С. 310). В Никоновской же и Новгородской II летописях на торжествах упомянуты только присланные свт. Пименом новгородцы - архимандрит Юрьева мон-ря и протопоп собора Св. Софии, имена обоих не приведены (Там же. Т. 13. С. 295). В свою очередь псковский хронограф далее сообщает о перенесении икон в Вел. Новгород (очевидно, тем же собранием духовных лиц: «…и за тѣми образы и до Новагорода послѣдовали»), где близ города «архиепископъ Пимин съ всѣм священным собором и з боляры и со гражданы стрѣтили тѣ образы оу скуделницы» (Там же. Т. 5. Вып. 2. C. 236; то же - Там же. Т. 4. С. 310). Повествование продолжено в Новгородской II летописи (кон. XVI - нач. XVII в.); сообщается, что 23 июля, в субботний день, иконы прибыли в Вел. Новгород. Также есть уточнение о том, что привез их архимандрит Юрьева мон-ря (без имени) и после встречи икон свт. Пименом, архиеп. Новгородским, «со всем собором со множеством народом» иконы были внесены в собор Св. Софии и положены «на налои»; в Вел. Новгороде иконы пребывали 3 дня, а затем были отправлены в Москву: «…того же месяца июль 26 вторник поехал архимандрит Юрьевскои к Москве повез иконы те, кои привезли из Ругодиво… к царю государю великому князю» (Там же. Т. 30. С. 190). Рассказ о встрече икон в Москве составляет отдельный, подробно описанный эпизод во 2-й редакции «Летописца начала царства», в к-ром сохранены в т. ч. имена лиц, сопровождавших святыни, как очевидцев всего процесса прославления икон и освящения Нарвы. Повествование начинается с указания на день прибытия икон - 9 авг.: «Пришли две иконы из Ругодива к Москве... А с теми святыми иконами архиепископ Пимин Новгородский прислал архимандрита Юрьевского Варфоломея да протопопа Софейскаго Дмитрея, которые в Ругодиве и в Вышегороде церкви освятили. И с образы пришли, и царь... и сын его царевич Иван Иванович и князь Юрий Васильевич и митрополит Макарей со всем освященным собором и весь синклит царьский и множество народа встретили образ у Пятницы у Ржевские (близ ц. прп. Параскевы с приделом вмц. Параскевы Пятницы, построенной в 1531 на месте проводов ржевских икон, см. Баталов А. Л., Беляев Л. Н. Сакральное пространство средневек. Москвы. М., 2010. С. 364), и тут молебныя совершив и воду святя и чюдотворные образы любезно целовав, и Богу и пречистой Его Богоматери и великим чюдотворцом велие благодарение воздаша. И поидоша с образы в город, и стретила за городом за Ризположенскими вороты чюдотворные образы царица… Анастасия, а с нею княжь Юрьева Васильевича княгини Ульяна, да с ними множество боярынь... и поидоша за образы вкупе со царем и митрополитом во град. И в соборную и апостольскую церковь к пречистой Богоматери внидоша (Успенский собор Московского Кремля.- Авт.), и ту молебная совершивше, и обедню митрополит служил… царь, слушав обедни, иде в дом свой царский, радуяся…» (ПСРЛ. Т. 20. Ч. 2. С. 599-600; Там же. Т. 13. Ч. 2. С. 305 - Дополнения к Никоновской летописи). Память о принесении икон в первопрестольный град хотя и не вошла в московские чиновники, но сохранялась в богослужебном творчестве. Так, в происходящем из Иосифова Волоколамского мон-ря сборнике 2-й пол. XVI в. имеется служба «пренесению Пречистыя образа из немецкаго града Ругодива в царствующий град Москву», совершать службу предписывалось 9 авг., в день сретения иконы (Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности: Книжные центры Др. Руси / Отв. ред.: Д. С. Лихачев. Л., 1991. С. 326-327; Маханько. 2015. С. 113).
Единственное свидетельство того, что икона Пресв. Богородицы вернулась из Москвы в Нарву, но без самого упоминания ее ношения по городам, представлено у кн. Курбского. Он упоминает построенный в городе спустя какое-то время после его взятия («потом») храм («новосозданную великую церковь»), где образ Божией Матери был поставлен, и там «поднесь всеми зрим» (Сказания кн. Курбского. 1868. С. 51).
Впервые сведения об освящении престолов 2 храмов, к-рые надлежало построить по велению государя в Нарве, фигурируют во 2-й редакции «Летописца начала царства»: «…в Вышегороде въздвигнути Въскресение Христа Бога нашего, а в Ругодиве храм Пречистые Одигитрие соборные» (ПСРЛ. Т. 20. Ч. 2. С. 594; Там же. Т. 13. Ч. 1. С. 295). Судя по посвящению 2-го храма, в к-ром отражена иконография иконы Божией Матери, в свою очередь засвидетельствованной как «Одигитрия» в источниках XVI в., он был построен в память о чудесном обретении иконы Божией Матери и мог предназначаться для размещения там этого чудотворного образа (после возвращения из Москвы). В 1858 г. вышел в свет 1-й исторический труд о Нарве, составленный на основании документов из городского архива Г. И. Ганзеном (Hansen. 1858; рус. перевод - История г. Нарвы (с прил.) / Сост.: Ю. И. Сидоров; пер.: Е. Орехова; вступ. ст.: И. Солодова. Нарва, 2016). Ссылаясь на магистратский протокол от 15 апр. 1615 г., Ганзен не только засвидетельствовал самое раннее сохранившееся упоминание о существовании Богородичной ц. (Hansen. 1858. S. 37-38), построенной по воле Иоанна IV Грозного, но и указал ее местонахождение - на посаде, «около старой крепостной стены». Исследователи нач. XX в. не обнаружили этот протокол, но были солидарны с Ганзеном в определении места положения храма благодаря опубликованному им же плану Нарвы 1649 г. (см., напр.: Петров. 1901. С. 85). Ценные наблюдения были сделаны епархиальным архитектором С.-Петербургской духовной консистории А. П. Аплаксиным в представленном им в нач. 1913 г. в С.-Петербурге на очередном общем собрании Об-ва защиты и сохранения в России памятников искусства и старины (ОЗСРПИиС) сообщении «Современное состояние Богородицкой церкви в городе Нарве, построенной Иоанном Грозным». Архитектор, призванный в качестве эксперта для оценки здания бывш. храма, заметил, что жители Нарвы сохраняли память о том, что на этом месте прежде была церковь. Обратившись непосредственно к плану 1649 г., в то время еще хранившемуся в городском архиве, Аплаксин подтвердил, что строение № 8 с надписью: «Ryska kircka» - находилось в сев.-вост. части старого города, «на углу современных Вышегородской с Раздельной и Раздельной с Булочной улиц» (вблизи от Русских ворот), и было связано с одной из первых каменных нарвских церквей. На плане города, составленном швед. лейтенантом Г. Ф. Меллером в 1684 г., этот земельный участок обозначен как богадельня. Для разъяснения данного эпизода истории бывш. храма Аплаксин привлек сведения из работы Г. И. Вагнера (Wagner H. Die Hauseingentümer der Altstadt von Narva. Mitau, 1906): «Дом, расположенный по северо-восточному углу Вышегородской улицы, имеет на своей северной стороне, против входа в дом протоиерея собора, явные признаки прежде здесь находившихся аркообразных входа и окна, как таковые бывают при церквах, что согласуется со сведениями, что здесь во время русской оккупации (1558-1581 гг.) и, быть может, несколько времени после того находилась русская церковь. После того это здание по очереди принадлежало (перечень с именами 8 частных владельцев.- Авт.)… в конце концов, была здесь богадельня» с входом в 1684 г. из др., частновладельческой, половины двора. Богадельня, очевидно, просуществовала до 1704 г., т. е. до взятия Нарвы Петром I. Согласно Ганзену, в 1858 г. здание было нежилым. В 1912 г., от купца Семёнова, устроившего в нижней части постройки торговые помещения, здание перешло к следующему владельцу, еврею Мейше Вульфову Ушеру; члены Нарвской управы, памятуя историю здания, предложили епархиальному начальству рассмотреть вопрос о его приобретении или возврате. По крайней мере, по сообщению Аплаксина, настоятель нарвского Преображенского собора имел намерение купить здание бывш. церкви «для епархиальных нужд с тем, чтобы внизу устроить книжную и иконную лавку, а в верхнем устроить церковный музей» (цит. по электр. версии: aplaksin.ru). Опираясь на план Нарвы 1650 г., О. Коченовский попытался реконструировать вид церкви XVI в.: она была «небольшой, одноглавой, с почти квадратным планом и тремя полукруглыми апсидами - более широкой центральной и пониженными боковыми» (Коченовский. 1991. С. 30). Исследователь предположил, что ее, как и церкви Ивангородской крепости, строили псковские мастера, а использование такого материала, как плитняк, «определило некоторую суровость крупной формы и лаконичность архитектурного декора» (Там же. С. 31; в качестве аналогии автор называет построенную псковичами в 1556-1560 Успенскую ц. в Свияжске; в наст. время на месте Богородичной ц. в Нарве - жилые дома нач. 60-х гг. XX в.). Т. о., сохранившиеся данные о Богородичной ц. показывают, что 1581 год, а именно, взятие Нарвы шведами (город был отдан на сутки на разграбление, было вырезано практически все население, составлявшее на тот момент ок. 7 тыс. чел.) и последующее упразднение церкви, может являться конечной датой пребывания в ней той самой, обретенной невредимой из огня иконы Божией Матери «Одигитрия».
Несмотря на богатую историю иллюстрирования событий, связанных с обретением икон, сам образ Божией Матери (ни под одним из названий, ни под днями празднования обретения или принесения в Москву) не был введен даже в самый развернутый состав чудотворных икон Божией Матери, гравированные своды к-рых активно создавались в XVIII - нач. XIX в.
Во 2-й пол. XIX в. первым после долгого перерыва попытался реконструировать историю взятия Нарвы в 1558 г. Ганзен, к-рый привлек рус. летописи (3-ю Псковскую летопись), т. е. рассматривал события и в свете чуда обретения икон, но к.-л. название иконы Божией Матери у этого автора не фигурирует («Marienbilde» - изображение (икона) Марии - Hansen. 1858. S. 37). Наименование иконы «Нарвская» появляется, видимо, не ранее кон. XIX в., причем епархиальные издания продолжают и в нач. XX в. называть икону Тихвинской. Как «Нарвская», с историей обретенных из пепла ругодивских образов, основанной на обобщенных летописных сведениях и сказании кн. Курбского, икона впервые появилась в публикации С. И. Снессоревой (Земная жизнь Пресв. Богородицы. 1891, 18982. С. 269-270, без ил.). Это название и вариант сказания впосл. получили широкую известность (в т. ч. опубликованы в расширенном своде чудотворных икон, к-рый подготовил рус. духовный писатель Е. Н. Поселянин (Погожев) - см.: Поселянин Е. Богоматерь. С. 625-626, без ил.).
Считающийся той самой чудотворной иконой Божией Матери, Тихвинский образ пребывал в ц. Успения Пресв. Богородицы в Ивангородской крепости до 1940 г. После закрытия церкви икону перенесли в храм Иверской монашеской общины близ Ивангорода (до революции 1917 ц. Иверской иконы Божией Матери Ивангородского подворья Николаевского Илецкого мон-ря Оренбургской епархии). В 1944 г. она была отправлена в Пюхтицкий мон-рь, ныне ее местонахождение неизвестно. В Воскресенском соборе Нарвы почитается список Н. и.
В наст. время празднование Н. и. совершается 11(24) мая - в память чудесного обретения и 14(27) авг.- в память принесения образа в первопрестольный град Москву (несмотря на сохранившуюся в летописи дату 9 авг. 1558). 17 мая 2003 г. в Нарве на ул. Раквере был освящен престол верхнего храма в честь Н. и. (заложен в 1999, нижний храм освящен в 2001 во имя прав. Иоанна Кронштадтского; проект архит. П. В. Григорьева, архит.-строитель А. П. Прокопович). 24 мая 2006 г. впервые в Нарве состоялся торжественный крестный ход из Воскресенского собора в храм в честь Н. и. с соборными иконами - списком Н. и. и чудотворной иконой свт. Николая Чудотворца. 17 мая 2008 г. в Нарве прошли юбилейные торжества, посвященные 450-летию обретения икон; приходу храма в честь Н. и. были подарены список Тихвинской (Нарвской) иконы Божией Матери и икона прмч. Корнилия Псково-Печерского, написанные в иконописной мастерской Псково-Печерского мон-ря.